Собор Успения Божией Матери

Собор Успения Божией Матери

На месте нынешнего Успенского собора находилась первая в Москве каменная одноглавая Успенская церковь, построенная в 1326–1327 гг. Когда великий князь Иоанн Калита сделал Москву своей столицей, то митрополит Петр перенес сюда из Владимира свой престол и посоветовал великому князю возвести храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм был заложен немедленно. В 1472 году его разобрали по причине ветхости. При разборке нетленными обрели мощи почивавшего в храме святителя Московского митрополита Петра.

Новый собор начали строить в 1472 году силами русских мастеров, но два года спустя для руководства строительством пригласили итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Перед архитектором ставилась задача следовать традициям русского зодчества и возвести собор по образцу древнего Успенского собора во Владимире. Строительство завершилось в 1479 году. Кремлевский Успенский собор стал главным собором Московского государства. В нем проходили важнейшие государственные церемонии – «посажение на стол» великого Московского князя, с XVI века – венчание на царство; интронизация и погребение митрополитов и патриархов.

Сохранив особенности пятиглавого православного храма, Фиораванти внес в архитектуру Успенского собора ряд индивидуальных черт, характерных для эстетики итальянского Возрождения. В основу плана и решения фасадов собора зодчий положил пропорции золотого сечения, что определило совершенную соразмерность и уравновешенность всех частей здания. В интерьере вместо привычных крещатых столпов впервые использовались круглые колонны, которые наряду с равной высотой сводов создавали впечатление зального пространства, нового для русской архитектуры.

За годы своего существования Успенский собор подвергался лишь незначительным перестройкам, которые никак не изменили его облик. Первые фрески собора относятся к концу XV века. От древней росписи сохранилось лишь несколько композиций в алтарной части и фигуры преподобных, украшающих каменную алтарную преграду перед иконостасом. Полагают, что большая часть фресок в 1481 году была выполнена мастерами круга иконописца Дионисия при его непосредственном участии. Целиком собор расписан в 1513–1515 гг., при этом первоначальные фрески оставлены без изменений.

В XVII веке собор расписали заново, но с сохранением всей прежней системы фресок, их иконографии и расположения. В 1642–1643 гг. к работе над новой стенописью было привлечено более 150 иконописцев из разных городов России. Руководили работами царские изографы Иван Паисеин, Сидор Поспеев и др. Капитальная реставрация фресок началась в 1911 году, но носила эпизодический характер, и только в период 1960-х – 1980-х гг. постепенно были раскрыты все настенные росписи.

К 1917 году в соборе, помимо центрального престола в честь Успения Пресвятой Богородицы, существовало три придела: придел во имя святого Димитрия Солунского в юго-восточной части за главным иконостасом; придел Похвалы Пресвятой Богородицы в барабане купола и придел святых апостолов Петра и Павла в северо-восточной части за главным иконостасом. Пятиярусный иконостас создан в 1653 году по заказу Патриарха Никона и состоит из 69 икон, написанных 16 иконописцами. Деисисный ярус иконостаса отличается от традиционного и включает изображения Двенадцати апостолов. Такой тип, получивший название «апостольского деисиса» и воспроизводивший греческие образцы, ввел на Руси Патриарх Никон.

Справа от Царских врат расположена икона «Спас Златая Риза», по преданию, вывезенная из Великого Новгорода царем Иоанном Грозным. Доска иконы датируется XI веком, однако древней живописи на ней не сохранилось. В XVII веке царский иконописец Кирилл Уланов написал образ заново в соответствии с иконографией древнего подлинника. С этой иконой связано предание о наказании Христом императора Еммануила. В 1655 году Патриарх Никон, провозглашавший верховенство духовной власти над светской, поставил икону на почетное место справа от Царских врат. Рядом со «Спасом Златая Риза» установлена храмовая икона собора – «Успение Пресвятой Богородицы», созданная около 1479 года. Над дверью, ведущей в Дмитровский придел, находится знаменитая икона «Спас Ярое око» XIV века, написанная еще для первой Успенской церкви и получившая свое название из-за сурового взгляда Спасителя. Слева от Царских врат располагается Владимирский образ Богоматери (1514 г.), который по стилю живописи относится к кругу Дионисия. На месте этой иконы некогда стояла древняя чудотворная Владимирская икона Божией Матери, переданная в 1918 году в Третьяковскую галерею.

У столпов, поддерживающих своды собора, устроены два места: у левого – Царское, или Императорское; у правого – каменное Патриаршее (первоначально митрополичье), ровесник самого собора. Напротив южных дверей установлен резной деревянный Мономахов престол. Он изготовлен из орехового дерева в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного вскоре после его венчания на царство. Рельефы трона иллюстрируют легенду о походе Владимира Мономаха на Византию, закончившемся поражением греков. У северо-восточного столпа стоит еще одно деревянное резное моленное место, появившееся в соборе в XVII веке: его перенесли из домовой церкви цариц для первой жены царя Алексея Михайловича Романова – Марии Ильиничны из рода Милославских. До этого царицы не посещали служб в Успенском соборе.

В 1627 году в юго-западном углу собора установлен бронзовый ажурный шатер, отлитый мастером Дмитрием Сверчковым по повелению Патриарха Филарета – подражание пещере святого Гроба в древнем Иерусалиме. Под шатром находится кипарисовый Гроб Господень, предназначенный для хранения драгоценной реликвии – частицы Ризы Иисуса Христа, а потом и плащаницы, которые были подарены русскому царю персидским шахом Аббасом. В 1914 году в шатер поместили раку с мощами канонизированного Патриарха Гермогена, прославившегося непримиримым отношением к польско-литовским интервентам, захватившим Кремль в начале XVII века, и принявшего от них мученическую смерть.

Митрополичий Успенский собор изначально служил местом погребения святителей, митрополитов и патриархов; надгробные памятники им располагаются вдоль стен по периметру храма, сами захоронения находятся под полом. За иконостасом в Петропавловском приделе установлена гробница с нетленными мощами митрополита Московского святителя Петра. Рака с нетленными честными останками святителя Ионы, первого русского митрополита, поставленного Собором русских епископов, установлена в северо-западной части храма. Рака изготовлена в 1585 году по заказу сына Иоанна Грозного царя Феодора, медная сень над ней отлита в 1803 году. В юго-восточной части находится кипарисовая рака с нетленными мощами митрополита Московского святителя Филиппа (Колычева).

В 1812 году Успенский собор был осквернен и разграблен солдатами французской армии. «Среди оргий хищничества и разграбления, не избежал, конечно, разграбления и Успенский собор: образа были ободраны, иконостас изломан, многая утварь расхищена. Но при этом случилось следующее знаменательное событие: когда неприятели удалились из Кремля, преосвященный Августин, тогдашний викарий московский, отворил храм и нашел серебряную раку святителя Ионы нетронутою. Предание говорит, что неприятели несколько раз пытались коснуться этой святыни, но каждый раз были приводимы в трепет какою-то необъяснимою силою. Это дошло до слуха Наполеона: он сам вошел в собор, и им, говорят, овладел такой страх, что он невольно содрогнулся, вышел из храма, приказал его запереть и поставил часового».

Последний раз торжественный чин помазания на царство состоялся в Успенском соборе во время коронации императора Николая II в Москве 11–14 мая 1896 года.

В конце XIX – начале XX вв. службы в Успенском соборе были знамениты на всю Москву участием в них Синодального хора, который называли одной из достопримечательностей древней столицы. С 1902 года в соборе в сане протодиакона служил отец Константин Розов, завоевавший признание москвичей своим редчайшим басом. Впоследствии, после закрытия Успенского собора в Кремле, все торжественные богослужения в Москве совершались в храме Христа Спасителя с непременным участием патриаршего архидиакона Розова. До 1917 года в соборе находилась драгоценнейшая ризница. В ней хранилось много священных и дорогих предметов, имеющих особое значение в силу своей глубокой древности и по причине принадлежности к важнейшим историческим событиям.

В октябрьские дни 1917 года здание собора пострадало от артобстрела.

23 сентября 1990 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил в Успенском соборе первую после длительного перерыва Божественную литургию.

Адрес: Соборная площадь