Собор Благовещения Пресвятой Богородицы

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы

Благовещенский собор построен в 1484–1489 гг. при великом князе Иоанне III на месте храма начала XV века и на подклете старого собора XIV века мастерами из Пскова. Храм соединен с великокняжескими хоромами, позже – с жилым дворцовым комплексом. Эта церковь всегда была придворным собором великих князей и царей, и каждый из них ознаменовал свое усердие каким-либо приношением в храм.

Первоначально храм являл собой небольшой четырехстолпный крестово-купольный собор с тремя главами, со всех сторон окруженный галереями-папертями. Свой нынешний облик собор приобрел в 1560-е гг., когда по велению царя Иоанна Грозного на всех его четырех углах возвели одноглавые приделы, увенчанные золочеными куполами. С западной стороны к ним добавили еще две декоративные главы, в результате чего храм стал девятиглавым.

Внутри Благовещенский собор кажется довольно тесным из-за расположенных в его западной части хор. Он украшен росписью в 1508 году, которую выполнил сын иконописца Дионисия Феодосий с помощниками. Сюжеты росписи основного объема храма традиционны, отличительной особенностью является лишь то, что в росписи значительное место отведено сценам из Апокалипсиса. На столпах написаны образы греческих и русских святых, в том числе и великих князей Иоанна Калиты и Димитрия Донского.

К этому же периоду относится и создание фресок паперти, своды которой украшает композиция «Древо Иессеево». Она начинается изображением фигуры Иессея над входом в собор и завершается образом Богоматери с Младенцем, венчающим его крону. В ветвях древа изображены пророки, апостолы и философы, среди которых можно обнаружить и «портреты» античных философов – Аристотеля, Анахарсиса, Менандра, Птолемея, Фукидида, Зенона, Анаскарида и Плутарха. Здесь же присутствуют и сивиллы со свитками или хартиями. Над головами греческих философов начертаны их имена, а на хартиях, которые они держат в руках, – изречения из Священного Писания или из их собственных сочинений. «Подобное изображение лучших мудрецов древности может быть объяснено обычаем древних учителей христианства убеждать противников его согласующимися с нравоучением христианства мнениями многих философов и приписываемыми Сивиллам предсказаниями о Христе. Мысль поместить изображения тех мудрецов древности, которые, не понимая еще совершенно истины, весьма близко подходили к ней своими мнениями, превосходна…

Предполагают, что это был вкус греческого письма. В XV в. и ранее одни только духовные лица занимались науками, а большая часть наших митрополитов были родом греки; можно полагать, что они, имея полное уважение к своим древним философам, хотели почтить их память и приказали поместить лица их на паперти и для большей важности написать на держимых ими хартиях изречения, согласующиеся с истинами христианской религии».

Пятиярусный иконостас Благовещенского собора с иконами 1405 (1399) года, выполненными в основном известными изографами – Феофаном Греком, Андреем Рублевым и Прохором с Городца, представляет наибольшую художественную ценность. Иконостас жестоко пострадал в огне пожара 1547 года, и утраченные иконы были затем дописаны псковскими иконописцами. Бронзовая конструкция иконостаса изготовлена взамен обветшавшей в 1894–1896 гг. по эскизу архитектора-реставратора Н.В. Султанова.

К 1917 году в соборе, помимо Благовещенского центрального, существовало пять приделов: три придела вверху – во имя архангела Гавриила, Собора Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим; четвертый верхний придел освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского (ранее – святого великомученика Георгия), пятый – устроен в 1837 году в южной части паперти в честь Святителя Николая Чудотворца.

До 1917 года в соборе хранилась богатейшая ризница.

В первые дни после октябрьского переворота в 1917 году здание собора пострадало от артобстрела. Богослужения в соборе возобновлены в 1995 году. Литургия совершается лишь раз в год – на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта / 7 апреля.

Адрес: Соборная площадь