Новодевичий женский монастырь

Новодевичий женский монастырь

История возникновения монастыря тесно связана с великой русской святыней – Смоленской иконой Божией Матери, именуемой «Одигитрия, или Путеводительница». Эта икона сопутствовала во время путешествия на Русь из Византии царевне Анне, дочери императора Константина Порфирородного, выданной замуж за Черниговского князя Всеволода, впоследствии великого князя Киевского. После смерти князя икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в Смоленск. В Москву же, согласно преданию, икона «Одигитрия» была принесена в конце XIV века княгиней Софией, супругой великого князя Московского Василия I.

В княжение великого князя Василия II Смоленск оставался под властью польского короля Казимира V. В 1456 году, по решению Василия II, святую икону передали Смоленску, а точный список ее поставили в Благовещенском соборе Московского Кремля. 28 июля 1456 года икону торжественно провожали из Москвы, а по пути следования шествия, на Девичьем поле, где сегодня находится Новодевичий монастырь, духовенство отслужило молебен Святой Путеводительнице. Через 110 лет после того, как Смоленск попал под власть Литвы, правивший в то время великий князь Василий III выступил в поход на литовцев. И уже 1 августа 1514 года Смоленск был взят, а великий князь молился перед чудотворным образом Богородицы, которая даровала ему победу. Тогда же князь дал обет соорудить обитель в честь Смоленской иконы Божией Матери.

В 1524 году на склоне Девичьего поля был заложен главный храм обители – Смоленский собор, освященный 13 мая 1525 года. Первой игуменией новой обители стала монахиня суздальского Покровского монастыря Елена (Девочкина), в 1999 году канонизированная как местночтимая Московская святая. 28 июля 1525 года в обитель торжественным крестным ходом из Благовещенского собора Кремля был перенесен хранившийся там список Смоленской иконы Божией Матери. С тех пор крестный ход проводился ежегодно в этот день до 1917 года.

Новодевичий женский монастырь - фото 2

Так сложилось, что с самого начала в Новодевичьем монастыре принимали постриг девицы из знатных княжеских и боярских родов. Часто они шли в монастырь не по своей воле, а по решению старшего в семье. При этом сюда передавались богатые денежные вклады, драгоценная утварь, иконы. С момента своего создания монастырь пользовался особым вниманием московских государей. Царские и боярские вклады сделали его одной из самых богатых обителей в России. Среди послушниц монастыря были и инокини царского рода – супруга князя Юрия Васильевича, брата царя Иоанна Грозного, Иулиания Дмитриевна; вдова царя Феодора Иоанновича Ирина Годунова, монашеский постриг здесь приняла и супруга царя Василия Шуйского.

В Смутное время монастырь был разорен, но восстановлен уже к 1618 году. Существующий ныне облик Новодевичьего монастыря формировался в основном в 1682–1690 гг. Почти все сооружения выполнены в едином архитектурном стиле и расположены по принципу, характерному для барочной композиции. По центральной оси с запада на восток построена трапезная, за которой следует доминирующий в ансамбле главный собор. Колокольня завершает эту группу зданий с востока. Значение собора подчеркивали и поставленные с юга и севера от него новые вертикали – надвратные многоглавые церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы и Преображения Господня.

Главное сооружение монастыря – Смоленский собор – тоит на высоком подклете и с трех сторон окружен гульбищем с тремя приделами: во имя святых Софии, Веры, Надежды и Любови; святых Прохора и Никанора и в честь Чуда архангела Михаила. По своей архитектуре монастырский собор перекликается с Успенским и Архангельским соборами Кремля, во многом сохранился его интерьер с богатым убранством. Резной золоченый иконостас был выполнен в 1683–1685 гг. мастерами Осипом Андреевым и Климентом Михайловым. Иконы написаны лучшими мастерами Оружейной палаты – С. Ушаковым, Ф. Зубовым, братьями Золотаревыми. Все своды, стены и столпы в соборе покрыты фресками XVII века.

Новодевичий женский монастырь - фото 3

Монастырская трапезная с храмом Успения Пресвятой Богородицы в стиле «нарышкинского, или московского барокко» построена в 1684–1687 гг. Первоначально Успенский храм завершало пятиглавие, но при перестройке в XVIII веке осталась лишь одна глава. Доминирующее положение во всем монастырском ансамбле занимает колокольня высотой более 70 метров, строительство которой было завершено к 1690 году. Об этой колокольне знаменитый зодчий В.И. Баженов говорил: «Колокольня Ивана Великого достойна зрения, но колокольня Девичьего монастыря более обольстит очи человека, вкус имеющего»1. В колокольне размещалось две церкви: в основании – церковь святых Варлаама и Иоасафа, во втором ярусе, до 1812 года, – церковь святого апостола Иоанна Богослова.

Две надвратные церкви монастыря – Покровская (1683–1688) над южными вратами и Преображенская (1687–1688) над северными – также играют важную роль в архитектурном ансамбле обители. Сначала ее главными вратами были южные, однако именно Преображенский храм благодаря своему пышному убранству с самого начала претендовал на парадный въезд в монастырь.

Наибольшего расцвета обитель достигла в эпоху тройственного царствования Иоанна, Петра и Софии, а именно в годы правления Софьи Алексеевны (1682–1689). Очевидно, царевна Софья намеревалась превратить Новодевичью обитель в придворную загородную, куда бы могли приезжать на богомолье царевны. В период ее правления в монастырь были сделаны огромные вклады. Но после первого Стрелецкого бунта Софья сама оказалась в заточении в Новодевичьем монастыре.

В 1727 году, по воле юного императора Петра II, первой супруге Петра I, против воли постриженной в монахини и содержащейся в заключении в Шлиссельбургской крепости, было разрешено переселиться в Новодевичий монастырь. После 27-летнего заключения царица-инокиня во время своего пребывания в монастыре пользовалась царскими почестями.

Будучи расположенным на западной границе Москвы, монастырь-крепость и в 1612-м, и в 1812 году являлся свидетелем ужасов Отечественной войны. Вступив в монастырь, французы намеревались взорвать его, но мужественным монахиням удалось защитить обитель.

Новодевичий монастырь был известен своим обширным некрополем. В подклете Смоленского собора находилась усыпальница, в которой захоронены члены царских семей и других знаменитых родов. На кладбище издавна погребали лучших сынов России. Среди них – Денис Давыдов, партизан 1812 года, писатели Михаил Загоскин, Иван Лажечников, Николай Сушков, историки Михаил Погодин, Сергей Соловьев… В 1898–1904 гг. монастырское кладбище расширили, и его новую часть на южной стороне обнесли стенами по проекту архитектора И.П. Машкова. Со временем, при уничтожении некрополей других монастырей, останки видных исторических деятелей и представителей культуры и искусства – Н.В. Гоголя, А.С. Хомякова, Н.М. Языкова, С.Т. и К.С. Аксаковых, Д.В. Веневитинова, М.Н. Ермоловой, И.И. Левитана и других – были перенесены на новое Новодевичье кладбище.

Новодевичий женский монастырь - фото 4

В 1922 году монастырь закрыли, его насельниц разогнали. После закрытия обитель была превращена в «Музей эпохи правления царевны Софьи», который затем переименовали в «Музей раскрепощения женщины», а в 1934 году передали Государственному историческому музею. В зданиях келий были устроены коммуналки. 14 июля 1944 года в монастыре начал работу Православный богословский институт и Богословскопастырские курсы, которые в 1946 году были переведены в Свято-Троицкую Лавру и стали именоваться Московскими Духовными академией и семинарией.

В 1945 году был вновь освящен Успенский храм. Почти полвека он оставался единственным действующим храмом в Новодевичьем монастыре и пережил сложное время репрессий и гонений. С 1977 года в надвратном Преображенском храме и примыкающих к нему палатах располагается резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского.

В 1994 году в монастыре возобновилась монашеская жизнь. Первой монахиней возрожденной обители стала матушка Серафима, внучка митрополита Серафима (Чичагова). Постриг совершил Высокопреосвященнейший митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Историческое богослужение в Смоленском соборе, первое после семи десятилетий, состоялось 10 августа 1996 год, в день празднования Смоленской иконы Божией Матери. Его совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении собора архиереев и духовенства Москвы и Московской епархии. Для духовных нужд сестер возрождающемуся монастырю был передан и храм во имя святителя Амвросия Медиоланского, расположенный к юго-западу от Смоленского собора в едином комплексе с трапезной в двухэтажном корпусе жилых помещений. Этот храм был закрыт самым последним в обители в 1925 году и является единственным в России, освященным в память этого святого. Главная святыня храма – икона святителя Амвросия XVIII века. Святыни Успенского храма: три чтимых образа Пресвятой Богородицы – Смоленская и Тихвинская иконы XVII века и список-копия с Владимирской иконы Божией Матери XVI века, выполненный в 1949 году мастером реставрационных мастерских Третьяковской галереи В.О. Кириковым, а также икона святого преподобного Серафима Саровского XIX века. Особенно дороги насельницам обители также гробница ее первой игумении, преподобной Елены (Девочкиной), и часть погребального облачения (палица) священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского.

В 2009 году в Успенский храм обители вернулась древнейшая в России Иверская икона Божией Матери, которая долгие годы хранилась в фондах Государственного исторического музея. Принесенный в 1648 году со Святой Горы Афон, чудотворный образ Божией Матери «Иверская», с которого началось ее почитание в России, более трех с половиной столетий находился в стенах московского Новодевичьего монастыря. 13 октября 1648 года первый список афонской Иверской иконы был доставлен в Москву тремя святогорскими иноками. Первоначально Иверскую икону поставили в Успенском соборе Кремля, потом – в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году образ был взят государем в военный поход. Хранимые Богоматерью русские дружины разбили поляков под Вязьмой. По возвращении в Москву Алексей Михайлович в благодарность за одержанную победу поставил афонскую Иверскую икону в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, который в XVI–XVII вв. именовался домом Пречистой Богородицы и имел высокий статус «царского богомолья».

По решению правительства, в 2010 году все здания Новодевичьего монастыря полностью переданы Русской Православной Церкви.

Адрес: Новодевичий проезд, 1