Николо-Перервинский монастырь

Николо Перервинский монастырь

Николо-Перервинская обитель, по преданию, была основана во времена Куликовской битвы. Расположенная на берегу Москвы-реки, на возвышении, она поистине являлась «обителью», тихим островком среди житейского моря. За эту удаленность от мирской суеты ее любили, посещали и благоукрашали иерархи Русской Церкви – Патриарх Адриан, митрополиты Московские Платон (Левшин) и Филарет (Дроздов), священномученик Владимир (Богоявленский) и многие другие.

Свое название монастырь получил от близлежащей местности – Перерва. Оно объясняется тем, что Москва-река меняет здесь направление своего русла, как бы прерывая его, и поворачивает вправо к селу Коломенское, расположенному напротив обители на другом берегу. Первоначально монастырь именовался «Никола Старый», и неизвестно, когда это название изменилось на нынешнее.
Первые документальные сведения о монастыре относятся к 1623 году, когда в «Указе Царя Михаила Феодоровича из Приказа Большого дворца» упоминается о деревянной церкви Николая Чудотворца, а также о том, что в обители имеется игумен и два старца. Причем здесь монастырь именуется уже Перервинским. Можно предположить, что в Смутное время монастырь был разорен поляками, подобно другим русским обителям, а при царе Михаиле Феодоровиче отстроен заново.

В царствование Алексея Михайловича положение обители значительно улучшилось. Благодаря богатым царским вкладам и пожертвованиям мирских и духовных лиц в 1649 году здесь построены каменные церкви: Успения Божией Матери, которая освящена в 1650 году, и Святителя Николая Чудотворца с колокольней, освященная в 1654-м. В 1674 году возведен еще один каменный храм в честь Преподобного Сергия Радонежского.

В 1666 году во владение монастыря передана часовня в Москве, впоследствии известная как Иверская, около Неглинских (с 1680 года – Воскресенских) ворот Китай-города, ставшая основным источником доходов обители. При часовне находилось и Перервинское подворье. Здесь в 1669 году был поставлен привезенный с Афона второй список Иверской иконы Божией Матери, вскоре ставшей одной из самых почитаемых русских святынь.

Новейшая история Николо-Перервинской обители начинается со времени пребывания в ней десятого и последнего перед Синодальным периодом Патриарха Московского и всея Руси Адриана (Патриаршество в 1690–1700 гг.). В трудное время Петровских реформ он выступал противником западных обычаев, чтил русскую старину и стоял за чистоту Православной веры. Не желая вступать в борьбу с Помазанником Божиим, он отошел от дел и уединился в любимом им Николо-Перервинском монастыре. В конце 1690-х гг. в юго-западной части обители им были устроены Патриаршие палаты – приют для уединенного молитвенного жития.

Николо Перервинский монастырь - фото 2

Тогда же по благословению Патриарха были разобраны три каменных храма обители, и на их месте в 1696 году начато возведение двухэтажного соборного храма во имя Святителя Николая Чудотворца (в верхнем этаже); в нижнем этаже разместился трапезный храм Преподобного Сергия Радонежского и в нижнем ярусе колокольни – церковь в честь Успения Божией Матери. Этот храм, в облике которого гораздо больше элементов древнерусского зодчества, чем архитектуры «московского барокко», свойственной тому времени, был создан целиком на средства Святейшего Патриарха Адриана. Храм освящен самим Патриархом 20 сентября 1700 года, а через три недели Святейший скончался. По некоторым данным, в Перерве работал знаменитый зодчий Растрелли в начале своей блистательной карьеры и занимался оформлением интерьера Успенской церкви. Ее украсили великолепные росписи и золоченая лепнина, за что церковь прозвали «золотой комнатой». Интерьер второго яруса храма Николая Чудотворца был расписан картинами из «Житий святых».

Следующая веха в истории Николо-Перервинской обители связана с именем митрополита Московского Платона (Левшина). Прекрасный проповедник, именуемый в Москве «вторым Златоустом», законоучитель и воспитатель наследника Царского престола, будущего императора Павла I, ставшего одним из благочестивейших русских царей, он взрастил целое поколение духовных иерархов и церковных пастырей. Один из самых просвещенных людей своего времени, митрополит Платон видел недостаток духовного образования, потребности которого не могли удовлетворить существовавшие тогда две духовные школы – Славяно-греко-латинская академия и Троицкая семинария. Выбор его пал на заштатный Николо-Перервинский монастырь, расположенный вблизи Москвы, но в то же время удаленный от суеты столичной жизни. В 1775 году он, в то время еще архиепископ Московский и Калужский, основал здесь Перервинскую Духовную семинарию, которая по праву стала именоваться Платоновской.

Платоновская семинария просуществовала 40 лет – с 1775-го по 1814 год. Ее сменила Московская Перервинская семинария (1814–1823 гг.), и мало кому известен тот факт, что Московская Духовная семинария, находящаяся ныне в Троице-Сергиевой Лавре, свои истоки имеет именно в Николо-Перервинской обители. На ее место пришли Николо-Перервинские приходское и уездное училища (1823–1867 гг.) и, наконец, Перервинское духовное училище (1867–1917 гг.).

Из других храмовых построек на территории обители находился надвратный храм Толгской иконы Божией Матери, построенный в 1733 году, а в 1870 году в одной из Патриарших келий была освящена домовая церковь во имя святого праведного Никодима. В канун трагических событий 1905 года митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), позже – священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, благословил строительство на территории обители огромного собора в честь Иверской иконы Божией Матери. Собор был сооружен в русско-византийском стиле по проекту архитектора П.А. Виноградова и освящен 7 сентября 1908 года. Он вмещает три тысячи человек. Южный придел Иверского собора освящен в честь святого равноапостольного князя Владимира, северный – в честь Рождества Иоанна Предтечи.

После 1917 года судьба обители слилась с трагической судьбой всей России.

В 1924 году в монастыре была закрыта Толгская (Трапезная) церковь. Помещение ее было передано под клуб и столовую детскому дому Управления Московской Курской железной дороги, который к этому времени уже использовал его под склад. В 1924 году в монастыре еще проживали монахи, но часть помещений была закреплена за тем же детским домом. По сведениям на 16 июня 1928 года, Николо-Перервинский монастырь имел лишь два здания и трех насельников – двух архимандритов и регентиеромонаха, по сути, монастырь был закрыт.

Николо Перервинский монастырь - фото 3

В июне 1929 года Президиум Моссовета принял решение о закрытии Иверской часовни в Москве, а в 1934 году ее снесли. После закрытия монастырского Иверского собора в 1940 году помещение его использовалось под склады и цеха мелких предприятий, затем его здание передали заводу «Станкоконструкция». После 1952 года собор утратил главы, кресты, иконостас и почти все убранство интерьера (сохранились лишь отдельные фрагменты живописной росписи стен). Здание же Никольского храма с момента закрытия до 1948 года использовалось под мелкие хозяйственные нужды, позднее в нем располагались производственные цеха Металлоштамповочного завода, затем, до 1969 года, – завод детской пластмассовой игрушки. Многие монастырские постройки были приспособлены под жилье.

8 января 1991 года Никольский соборный храм бывшего Николо-Перервинского монастыря был передан общине Русской Православной Церкви в бессрочное безвозмездное пользование. 29 марта 1991 года, в пятницу, накануне Лазаревой субботы, настоятель храма протоиерей Владимир совершил освящение малым чином храма Святителя Николая. В четверг Светлой седмицы 1991 года монахиня Агния, как ей было указано в сонном видении, принесла в храм икону Божией Матери «Державная», сразу ставшую главной храмовой святыней. В течение месяца после прихода в обитель икона благоухала. Другие святыни Никольского храма – храмовый образ Святителя Николая Чудотворца, ковчег с частицами святых мощей угодников Божиих.

Главной святыней Иверского собора является Иверский образ Божией Матери, перед которым и день и ночь поется акафист. Также в соборе находится ковчег с частицами святых мощей преподобных отцов Киево-Печерских и ковчежец с частицей мощей Вифлиемского младенца из числа 14 тысяч, Иродом убиенных.

19 июня/2 июля 1996 года, в день памяти святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, и преподобного Паисия Великого, совершилось захоронение останков, найденных на территории обители. В заранее приготовленную могилу в специально устроенном гробу были бережно положены останки, принадлежащие, быть может, погребенным здесь некогда инокам братии Николо-Перервинского монастыря. Была отслужена панихида, над могилой водружен большой деревянный крест и зажжена неугасимая лампада. Это место стало еще одной святыней Николо-Перервинского монастыря, перед которой регулярно совершаются панихиды об усопших.

В 1996 году в обители возрождено Духовное училище, которому в 2001 году возвращен статус семинарии. Действуют Высшие богословские курсы, с 1991 года работает воскресная школа. В настоящее время приход Николо-Перервинского монастыря является Патриаршим подворьем.

Адрес: Шоссейная улица, 82