Иоанно-Предтеченский женский монастырь

Иоанно Предтеченский женский монастырь

Решение о возобновлении Иоанно-Предтеченского женского монастыря было принято 11 августа 2000 года на заседании Священного Синода, проходившего в канун Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Радость от возрождения монастыря соединилась со всецерковным торжеством прославления новомучеников и исповедников Российских.

Иоанно-Предтеченский монастырь расположен в самом центре Москвы, в Белом городе около улицы Солянка, недалеко от Кремля, и является одним из самых древних в столице. Историки полагают, что изначально монастырь, выстроенный во имя проповедника покаяния, возвестившего явление Христа Спасителя, Иоанна Предтечи, был мужским и существовал с начала XV века «под бором за рекою Москвою», в районе современной Пятницкой улицы в Замоскворечье. В 1530-е гг. после рождения у великого князя Василия III долгожданного наследника, будущего царя Иоанна Васильевича, монастырь был перенесен на Кулишки, свое нынешнее месторасположение. На новом месте при сохранении старого посвящения монастырь стал женским.

Соборный храм Ивановского монастыря построен одним из итальянских архитекторов, работавших в Москве при Василии III, в 1510–1530-е гг. Этот бесстолпный одноглавый храм с тремя сильно выдвинутыми к востоку апсидами существовал до его разборки в 1859 году. Три притвора храма с запада, юга и севера придавали его плану крестообразность.

Ивановский монастырь входил в круг наиболее почитаемых русскими царями. В дни праздников, связанных с поминовением святого Иоанна Предтечи, в монастырь совершались торжественные крестные ходы из Кремля. Особенное благоволение к обители проявилось при царе Михаиле Феодоровиче и царице Евдокии Лукьяновне в благоукрашении ее за счет казны. В это же время в монастыре подвизалась блаженная схимонахиня Марфа, Христа ради юродивая, которая после своей кончины 1 марта 1638 года стала молитвенницей и покровительницей обители. Известны два посмертных явления святой блаженной Марфы насельницам монастыря.

Не только цари благоволили к Ивановскому монастырю. Для многих княжеских и служилых московских семей это была родовая обитель, в которую представители семейств делали вклады и где они хоронили своих умерших сродников. Среди вкладчиков монастыря – такие известные роды, как Волконские, Голицыны, Лыковы, Хилковы, Кропоткины и многие другие.

С XVI века монастырь был известен как место заточения царственных узниц. Здесь пребывали в заточении супруга Василия Шуйского, царица Марья Петровна, супруга сына Иоанна Грозного царевича Иоанна, Пелагея Михайловна. Монастырский ансамбль сложился к концу XVII века. Его территорию окружала каменная ограда, в центре располагался собор, а вокруг – некрополь, захоронения вкладчиков и сестер-насельниц. Над каменными Святыми вратами вкладчиком монастыря В.С. Нарбековым была построена надвратная церковь в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Реформы Петра I, переезд столицы в Санкт-Петербург отдалили Ивановский монастырь от царского двора. К 1734 году его постройки пришли в упадок, а в царствование Елизаветы Петровны появилась мысль об упразднении обители, что, к счастью, не состоялось. В 1768 году, согласно императорскому указу, в подземную тюрьму Ивановского монастыря направлена на вечное содержание, печально знаменитая преступница Салтычиха – Дарья Николаевна Салтыкова, замучившая до смерти сотни крепостных душ в 1756–1762 гг.

В царствование Екатерины II в 1785 году в обитель по императорскому указу поступила насельница, личность которой до сих составляет загадку русской истории. Это была известная позже подвижница монахиня Досифея, бывшая, как полагают историки, дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного, но законного брака с А.Г. Разумовским.

Монастырь серьезно пострадал от пожара в 1812 году. К 4 июля 1813 года здесь оставались всего лишь 14 монахинь, и было принято решение расселить их по московским монастырям – опустевшие здания обители требовались городу для расселения оставшихся без крова.

Однако, несмотря на упразднение монастыря, число его почитателей и жертвователей не уменьшалось. Он оставался местом паломничества москвичей к престолу святого Иоанна Предтечи в день Усекновения его Честной Главы 29 августа. В конце концов, по благословению митрополита Московского святителя Филарета (Дроздова), обитель стала возрождаться. Этому во многом способствовали Е.А. Макарова-Зубачева в 1856 году, решившая все свое состояние передать на восстановление святыни, и ее невестка М.А. Мазурина, воплотившая в жизнь этот замысел два года спустя после кончины своей родственницы.

Новый проект архитектурного ансамбля Ивановского монастыря был выполнен известным архитектором М.Д. Быковским. В нем сказались впечатления автора от итальянскогозодчества эпохи Возрождения. Участок монастырской территории неправильной формы был разбит на прямоугольные и трапециевидные дворы, которые ограничивали переходные галереи. В самом центре возвышался монументальный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, увенчанный огромным граненым куполом. По обе стороны от западного фасада собора на улицу выступали две сильно вынесенные башни-колокольни с монументальным порталом Святых врат между ними. Закладка собора святого Иоанна Предтечи и больничного храма святой преподобной Елисаветы Чудотворицы состоялась 3 сентября 1860 года. При строительстве собора произошло обретение мощей блаженной схимонахини Марфы.

В 1877 году все работы практически были завершены, однако в связи с началом Русско-турецкой войны городские власти обратились к М.А. Мазуриной с просьбой предоставить уже отделанные монастырские корпуса под госпиталь, который и был открыт 7 июня 1877 года. 21 октября 1878 года М.А. Мазурина, силами которой был возрожден Ивановский монастырь, умерла, не дожив до его открытия.

Возобновление монашеской жизни состоялось в 1879 году после торжественного освящения соборного храма. На рубеже XIX и XX вв. в Москве зародился новый обычай, связанный с почитанием Крестителя Господня, когда в часовне Ивановской обители появился медный обруч, являвшийся мерой Главы святого Иоанна Предтечи. Его надевали на головы паломникам в память Усекновения главы святого Иоанна. Типологически этот обруч подобен таким реликвиям, как мера святого Гроба Господня или как мера стопы Пресвятой Богородицы из Почаева. Обруч уцелел. Появившись в преддверии кровавой смуты, эта реликвия стала образом мученического венца, которого сподобились многие насельницы и клирики Ивановского монастыря во время гонений.

Монастырь был закрыт в 1927 году. С 1991 года монастырский комплекс постепенно возвращался Церкви. В 2000-м возобновилась монашеская жизнь. Восстановительно-реставрационные работы продолжаются.

Адрес: Малый Ивановский переулок, 2