Храм Святителя Николая Чудотворца в Толмачах

Храм Святителя Николая Чудотворца в Толмачах

Деревянный Никольский храм в Толмачах известен с 1625 года. В названии местности и храма отражена эпоха владычества Золотой Орды: «В Замоскворечье татары пригоняли большие табуны степных коней, покупать которых приезжали в Москву со всей Руси. Поскольку татары долгое время не владели русским языком, а русские – татарским, вблизи торга поселились переводчики-толмачи»1.

Каменный храм вместо прежнего выстроен в 1697 году купцом Лонгином Добрыниным. Главный престол посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов. В 1833–1884 гг. по проекту архитектора Ф.М. Шестакова сооружена новая колокольня и трапезная с двумя боковыми приделами: южным – во имя Святителя Николая и северным – в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В конце XIX века в храме служил диаконом Феодор Соловьев, назначенный на должность в 1867 году самим митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым).

Отец Феодор впоследствии получил известность как старец Алексий Зосимовский; ему в 1917 году было поручено вынуть жребий при избрании Патриарха Тихона. В 1929 году общее собрание сотрудников Третьяковской галереи постановило потребовать закрытия Николо-Толмачевской церкви и передать ее здание галерее для расширения экспозиции. В храме разместили запасники Третьяковской галереи, все главы храма и три яруса колокольни были разрушены. Настоятеля отца Илию Четверухина в 1920-х гг. «дважды арестовывали за “cлишком большую популярность среди прихожан”. В 1930 году отца Илию арестовали за “контрреволюционную агитацию и подготовку к восстанию”. Будучи сосланным в Пермские лагеря, в 1932 году в числе 200 человек (главным образом священников) он был заживо сожжен в здании лагерного клуба в поселке Красная Вишера».

Богослужения возобновились в 1993 году. В 1996 году состоялось освящение главного престола храма, которое совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Год спустя завершилась реставрация, проведенная на средства галереи и прихожан. В центральный иконостас вошли иконы местного ряда, принадлежавшие храму до его закрытия, написанные царскими изографами в конце XVII века, а так же чины из иконостаса святых Космы и Дамиана, что на Полянке, уничтоженной в 1933 году.

Главной святыней храма является чудотворная Владимирская икона Божией Матери, переданная в храм из Третьяковской галереи в 1999 году. По преданию, эту икону написал апостол Лука на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Однако исследователи датируют храмовую икону XII веком, но несомненно, что этот список восходит к первообразу – иконе святого евангелиста. На Руси Владимирская икона Божией Матери всегда была одной из самых почитаемых, поскольку через нее явлены чудеса и знамения особой важности, в том числе и окончательное свержение татарского ига. Перед ней совершалось помазание на царство государей и императоров российских. При избрании всероссийских митрополитов,
а затем и патриархов жребии клались на пелену в киоте Владимирской иконы с верою, что Богородица Сама укажет угодного Ей человека. До 1918 года Владимирская икона пребывала в Успенском соборе Кремля, затем – в Историческом музее, а в 1930–1999 гг. в Третьяковской галерее. Это икона двусторонняя, на ее обратной стороне изображены «Престол и орудия страстей Господних» письма начала XV столетия.

Другие святыни Толмачевского храма – знаменитая икона «Троица» Андрея Рублева, до недавнего времени также находившаяся в залах Третьяковской галереи; Голгофский Крест работы конца XIV – начала XV вв. из Успенского собора в городе Дмитрове.

В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви были причислены к лику святых старец Алексий Зосимовский (Соловьев); прихожанин храма, новомученик Николай (Рейн); связанный духовными узами с храмом новомученик Михаил (Новоселов). В 2002 году к лику новомучеников причислен последний настоятель храма до его закрытия Илия (Четверухин).

Адрес: Малый Толмачевский переулок, 9