Храм Преподобного Сергия Радонежского в Ямской Рогожской слободе

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Ямской Рогожской слободе

Деревянная церковь на этом месте известна с середины XVII века. В списках 1722-го и 1727 гг. она уже значится как каменная. В 1812 году французы, войдя в Москву, разграбили и полностью сожгли храм. Чудом удалось спасти древний семиярусный иконостас, иконы которого относились к XVII веку.

Здание храма, сохранившееся до наших дней, построено в 1818 году на средства статского советника Г. Смольянского. После пожара 1834 года храм был заново выстроен на средства московского купечества и церковного старосты. Освящение состоялось в 1838 году.
В храме три придела. Главный престол освящен в честь Святой Живоначальной Троицы, южный придел – во имя Преподобного Сергия Радонежского, северный – во имя Святителя Николая Чудотворца. По приделу, освященному раньше других, храм и получил свое название. В 1864 году с запада пристроена высокая четырехъярусная колокольня. Стены внутри расписал художник А.С. Рогожкин в 1876 году, частично эти росписи сохранились и сегодня.

Сергиевская церковь находилась в древней купеческой слободе, по дороге в Рогожский старообрядческий поселок. Стараясь вернуть раскольников в лоно православной церкви, все храмы вдоль Рогожской дороги украшались древними образами и утварью, следили, чтобы в них строго исполнялись канонические требования во время богослужений. Храм Преподобного Сергия Радонежского славился богатой коллекцией старинных икон, сравнимых только с древнейшими церквями Москвы. В 1899 году при храме была освящена особая аудитория для бесед со старообрядцами, религиозных чтений и духовных концертов – в храме пел замечательный хор слепых, один из лучших в Москве, для которого были изготовлены специальные ноты.

С храмом связано имя русского живописца Константина Коровина, который родился в 1861 году в Рогожской слободе в семье православного купца. Будущий художник – внук валдайского ямщика, переселившегося в Москву на Рогожку, – был крещен в Сергиевском храме.

В 1920-х годах храм заняли обновленцы. В 1922 году после закрытия Гефсиманского скита в Троице-Сергиевой Лавре сюда была перенесена чудотворная Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери. Здесь она находилась до закрытия храма в 1938 году. Все древние иконы храма безвозвратно пропали, в том числе и особо почитаемый Иерусалимский образ Божией Матери.

В 1980-х гг. в здании храма размещалась скульптурная мастерская Художественного фонда СССР, помещение под колокольней занимало проектно-сметное бюро Управления общественного питания Москвы Минторга СССР. В 1985 году храм передали в качестве филиала Центральному государственному музею древнерусского искусства имени Андрея Рублева, началась реставрация.

В 1990-м храм возвращен верующим и 4 декабря 1991 года освящен. Ныне богослужения проводятся в отреставрированных боковых приделах, и продолжаются работы по восстановлению огромного центрального храма с высокой лестницей перед алтарем и грандиозным куполом.

Святыни храма – особо чтимый список с иконы Божией Матери «Утоли моя печали», икона святого праведного Иоанна Кронштадского с частицей мощей, ковчег с частицами святых мощей угодников Божиих, а также прядь волос святого праведного Иоанна Кронштадского.

Слева от входа в храм установлен памятный крест с надписями: «Замучены были дабы воскреснуть» (вверху) и «Всем чадам России за Веру Православную погибшим» (внизу). Ныне храм имеет статус Патриаршего подворья.

Адрес: Николоямская улица, 57–59