Храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках в Сущеве

Храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках в Сущеве - фото 2

Для освобождения места под стрелецкие и другие дворы воротники – привратники при городских воротах – были переселены в 1658 году от церкви Старого Пимена в нынешнем Старопименовском переулке за Земляной город. Там они построили себе церковь, названную Новым Пименом. По другой версии, воротники – особые мастера припушечном деле, и тогда наиболее вероятно речь идет о военных воротниках. Некоторые специалисты считают, что воротники – это прислуга при артиллерии. Преподобный Пимен Великий – египетский подвижник-аскет IV–V вв. – издавна почитался Русской Православной Церковью, особенно в монашеской среде.

Новый деревянный Пименовский храм был основан в том же, 1658 году, каменный начал строиться с 1696-го и освящен в 1702 году. Главный престол посвящен святой Живоначальной Троице, южный придел – преподобному Пимену. Северный придел в честь Владимирской иконы Богоматери пристроен в самом конце XVIII века. Храм освящен в 1807 году, тогда же возведена и новая колокольня.

В 1881 году начались широкомасштабные работы по расширению храма, которые велись по проекту архитектора Д.А. Гущина. Боковые приделы удлинили на восток таким образом, что иконостасы их алтарей вышли на одну линию с иконостасом главного алтаря. Апсиду главного алтаря также отодвинули на восток на 2–2,5 м. 27 августа 1883 года состоялось освящение возобновленного храма.

Храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках в Сущеве

В 1893 году работы по расширению храма возобновились, теперь уже на западную сторону, по проекту архитектора А.В. Красильникова. Проект внутреннего переоформления храма составил в 1897 году знаменитый архитектор Ф.О. Шехтель. Роспись выполнена по образцу росписей В.М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. По рисунку Ф.О. Шехтеля также исполнен и двухъярусный мраморный иконостас в византийском стиле, резьба которого воспроизводит древнехристианские орнаменты – пальмовые ветви и виноградные лозы с гроздьями, монограммы «Сущего» (Альфа и Омега). Над иконостасом словно парит огромный величественный образ Царицы Небесной с Богомладенцем на руках композиции В.М. Васнецова (во Владимирском соборе образ именуется «Богоматерь Запрестольная»). Все работы выполнили художники: П.А. Баженов – роспись стен, композиции, Смирнов – орнаменты, И.А. Орлов – работы по мрамору, Тихонов – работы по бронзе, Кузмичев – ризы на иконах. Специалисты не исключают и участие самого В.М. Васнецова в создании живописного убранства храма, который жил неподалеку. В результате был создан один из лучших храмовых интерьеров Москвы, который сохранился до сегодняшнего дня без изменений.

Храм никогда не закрывался. В 1928–1932 гг. многочисленным молодежным хором в храме руководил регент инок Платон (Извеков), впоследствии Пимен, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Со времени своей интронизации Патриарх Пимен ежегодно отмечал день своего Ангела торжественной службой в храме вплоть до 1983 года включительно.

В 1938 году храм захватили обновленцы; в ведение Патриархии он вернулся восемь лет спустя. В конце 1940-х – начале 1950-х гг. проведена реставрация храма, сильно обветшавшего к тому времени. Храму преподобного Пимена была оказана, к сожалению, на очень непродолжительное время – с 13 августа 1949 года до осени 1950-го, честь иметь у себя кафедру Высокопреосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича), выдающегося проповедника и деятеля Русской Православной Церкви 1930-х – 1950-х гг.

В храме находится много древних икон: особо чтимый образ преподобного Пимена Великого середины XVIII века, икона Спасителя, напоминающая работы царского изографа Тихона Филатьева и являющаяся прекрасным образцом московской школы второй половины XVII – начала XVIII вв., икона «Благовещение Пресвятой Богородицы» (XVIII в.), самый чтимый образ Святителя Николая первой половины XIX в., Тихвинский и Владимирский образы Богоматери, а также Пименовский начала XX века. Казанская икона Божией Матери – самая древняя икона храма, первой половины XVII века. Иконы собирались усердием клира и прихожан храма на протяжении трех с половиной столетий.

Адрес: Нововоротниковский переулок, 3