Донской ставропигиальный мужской монастырь

Донской ставропигиальный мужской монастырь

По времени своего создания ансамбль Донского монастыря стал последним среди московских крепостей. Он возник только в 1591 году, когда Новодевичий, Симонов, Спасо-Андроников монастыри уже служили форпостами в обороне древней столицы. Незащищенной оставалась Калужская дорога, чем и воспользовался крымский хан Казы-Гирей, пытавшийся войти в Москву и прорваться в Кремль. Донской монастырь был основан на том месте, где располагался стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами. Посреди стана тогда установили походную церковь в честь Преподобного Сергия Радонежского и водрузили туда чтимую Донскую икону Божией Матери, покровительницу воинов. Царь Феодор Иоаннович основал Донской монастырь в память чудесного избавления Москвы от Казы-Гирея, а Донская икона Божией Матери стала главной святыней обители.

По преданию, именно этой иконой Пресвятой Богородицы Преподобный Сергий благословил великого князя Димитрия Иоанновича и его воинов на Куликовскую битву в 1380 году. Икона находилась с русскими воинами на поле боя, и после блестящей победы икону стали именовать Донской, как и самого князя Димитрия. С тех пор каждый раз, когда Москву осаждали вражеские полчища, перед этой иконой молились о победе над врагами. Монастырь, окруженный деревянной оградой, был сначала невелик. К началу XVII века в нем находились лишь келии и сохранившийся до наших дней храм-памятник русскому воинству – Малый (Старый) собор, возведенный в 1593 году. Полагают, что его строил зодчий Федор Конь, строитель стены Белого города. Собор был посвящен Донской иконе Божией Матери, которая в нем и находилась.

Новые крупные сооружения появились в Донском монастыре уже только в конце XVII века. В это время и царский двор, и боярские фамилии вкладывали в обитель значительные средства. В 1678 году к Малому собору пристроены трапезная и два придела – во имя Преподобного Сергия Радонежского и в честь святого Феодора Стратилата. Год спустя выстроена шатровая колокольня. В самом конце столетия мастера Оружейной палаты Леонтий Чулков и Федор Евтиев расписали интерьер собора.

В 1684 году начато возведение Большого (Нового) собора, который был освящен в 1698-м также в честь Донской иконы Божией Матери. Собор строился по обету сестры императора Петра I царевны Екатерины Алексеевны, который, очевидно, был дан в связи с подписанием Бахчисарайского мира России с Турцией и Крымским ханством. Строительство финансировалось «из царских сокровищ». Собор имеет необычную форму благодаря так называемому «лепестковому» плану, когда углы здания смягчаются полукружиями, повторяющими форму апсиды. По традиции, собор – пятиглавый, однако четыре его главы расположены не по углам, как обычно, а по сторонам света. В соборе установлен семиярусный иконостас в стиле «московского барокко», в создании которого участвовал «золотописец» Карп Золотарев и другие мастера Посольского приказа и Оружейной палаты. Большинство икон иконостаса выполнены в XVII веке. В местном ряду находится Донская икона Божией Матери, написанная в XVI веке. Ныне над ней установлена резная сень.

Росписи стен и столпов выполнил в 1782 году итальянский художник Антонио Клауди, который тогда же расписал церковь святой мученицы Татианы в здании Московского университета на Моховой улице и храм святого Мартина Исповедника на Большой Алексеевской около Таганки. Росписи в Донском монастыре Клауди осуществил по эскизам архитектора В.И. Баженова. Чугунные напольные плиты Большого собора – один из самых ранних образцов чугунного литья в архитектуре. В 1740-х гг. по проекту зодчего В.С. Обухова к собору была пристроена ризница. Большой собор стал центром монастырского ансамбля, и все последующие постройки обители были подчинены этому главному сооружению.

Донской ставропигиальный мужской монастырь - фото 2

Одним из щедрых вкладчиков монастыря был имеретинский царь Арчил Баграти они, который в 1712 году устроил под алтарем Большого собора Сретенскую церковь-усыпальницу, где на протяжении XVIII–XIX вв. хоронили представителей знатных родов Грузии. Помимо Грузии, которая искала защиты от турок, Донской монастырь поддерживал тесную связь с Украиной.
Красные монастырские стены с красивыми башнями, напоминающими стены Ново-девичьего монастыря, возводились в 1686–1711 гг. на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владельца знаменитых палат на Берсеневской набережной. Яков сначала тоже был думным дьяком, а потом принял монашеский постриг в Донском, и Кирилловы всегда много жертвовали на эту обитель.

Парадным въездом в монастырь служили северные Святые ворота, над которыми в 1713–1714 гг. был сооружен храм Тихвинской иконы Божией Матери. Впоследствии Тихвинский храм и кельи слева от него станут связаны с именем Патриарха Тихона: в храме он совершал молитву, с площадки гульбища благословлял народ.

В 1730 году в западной части монастырской ограды были сооружены новые врата по проекту итальянского архитектора Доменико Трезини. В 1751–1753 гг. над вратами возведена колокольня с церковью святых Захарии и Елисаветы, которую строил зодчий А.П. Евлашев по проекту своего учителя, архитектора Д.В. Ухтомского. Колокольня являет прекрасный образец «московского барокко» XVIII века.

В 1806 году у южной стены монастырской ограды по проекту архитектора И.В. Еготова на средства княгини А.А. Голицыной был возведен храм во имя архангела Михаила, который стал усыпальницей для многих представителей рода Голицыных. Недалеко от северных ворот в 1891 году по проекту архитектора А.Г. Венсана построена церковь-мавзолей фабрикантов Первушиных в русско-византийском стиле,освященная во имя святых Иоанна Златоуста и мученицы Екатерины. Храм был сооружен над могилой И.А. Первушина, который жертвовал в обитель значительные суммы и незадолго до кончины принял монашеский постриг в Донском монастыре.

Сохранился уникальный некрополь с храмами и усыпальницами, который не имеет себе равных по количеству и разнообразию художественных надгробий. Многие из них являются произведениями известных скульпторов, таких как И.П. Мартос, Ф.Г. Гордеев, И.П. Витали, С.С. Пименов. Здесь похоронены многие известные люди нашего Отечества – историк В.О. Ключевский, первый выборный ректор Московского университета С.Н. Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П.Я. Чаадаев, писатели А.П. Сумароков и М.М. Херасков, дядя А.С. Пушкина – В.Л. Пушкин, мать И.С. Тургенева… В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли прах художника В.Г. Перова, а в 2005 году перезахоронили останки генерала Антона Деникина, философа Ивана Ильина и их жен, скончавшихся в эмиграции. В 2008 году рядом с историком В.О. Ключевским нашел свое последнее земное пристанище писатель и историк А.И. Солженицын.

Из сохранившихся в ансамбле некрополя сооружений выделяются два храма и часовни, служивших семейными усыпальницами. Храм-ротонда во имя преподобного Александра Свирского сооружен в 1796–1798 гг. в честь небесного покровителя графа А. Зубова. Южнее расположена церковь преподобного Иоанна Лествичника, построенная на средства генерала Терещенко.
Сегодня неотъемлемой частью монастыря стал храм преподобного Серафима Саровского и благоверной княгини Анны Кашинской на новом монастырском кладбище, возведенный в 1904 году. В 1927 году в этом закрытом храме был устроен 1-й Московский крематорий. По замыслу властей и активистов из Союза воинствующих без божников, «огненное погребение» должно было вытеснить со временем традиционные православные погребальные обряды. Внедрение кремации тел умерших пропагандировалось как одно из средств «борьбы с религиозными пережитками». Храм был заново освящен в 1998 году.

Донской монастырь грабили и разоряли и в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года, и после революции 1917-го. Здесь провел большую часть своего заключения Святейший Патриарх Тихон до 7 апреля 1925 года, когда он скончался в больнице. В 1989 году во время ремонта Малого Донского собора были обретены мощи Патриарха Тихона, погребенного здесь. Русская Православная Церковь причислила Патриарха Тихона к лику святых. Ныне его святые мощи почивают в раке в Большом соборе монастыря и являются особо почитаемой святыней обители.

Донской ставропигиальный мужской монастырь - фото 3

После переворота 1917 года монастырь был закрыт, в его помещениях разместились сначала советские учреждения, позже – детская трудовая колония. Однако, духовная жизнь в обители продолжалась до середины 1920-х, а когда начались ожесточенные гонения на религию и ее служителей, то Донской монастырь стал духовным центром Русской Православной Церкви.

Начиная с 1934 года, на территории монастыря находился Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, который в течение десятилетий сохранял монастырский ансамбль, а также памятники старины: здесь находились уцелевшие горельефы храма Христа Спасителя, наличники Сухаревой башни и храма Успения Пресвятой Богородицы на Покровке, памятники работы Ж.-А. Гудона из Богоявленского монастыря и многое другое.

Первые богослужения в монастыре возобновились сразу после окончания Великой Отечественной войны в Малом соборе. Тогда же здесь была установлена мироварная печь, в которой и сейчас на Страстной неделе Великого поста варится святое миро для всех православных приходов (до 1917 года миро варилось в Патриарших палатах Московского Кремля). Долгие годы в храме служил протоиерей Николай Голубцов, автор службы с акафистом Донской иконе Божией Матери.

В 1991 году, в год 400-летия со времени основания, Донской монастырь был возвращен Церкви, здесь возродилась монашеская жизнь. Сегодня возобновлены все храмы обители, и к уже существующим прибавились новые. В 1997 году был построен храм во имя Патриарха Тихона. Росписи храма повествуют о жизненном пути Первосвятителя и его подвижничестве. В храме также помещены иконы царственных мучеников – членов семьи последнего императора, причисленных Церковью к лику святых. Нижняя церковь освящена во имя святого благоверного князя Вячеслава Чешского в честь небесного покровителя благотворителя храма. Рядом возведен храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца, который основан в память празднования 2000-летия Рождества Христова и 10-летия возвращения Донского монастыря Русской Православной Церкви.

Адрес: Донская площадь, 1