Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь

Богородице Рождественский ставропигиальный женский монастырь

Богородице-Рождественский женский монастырь входил в северное полукольцо монастырей-крепостей, защищавших Кремль и московские посады. Существует несколько версий истории возникновения обители.

Традиционно считается, что ее основала в 1386 году княгиня Мария, жена князя Андрея Ивановича Серпуховского (сына Иоанна Калиты), мать героя Куликовской битвы Владимира Храброго в благодарность за то, что сын вернулся с поля боя живым. Первоначально монастырь был основан в Кремле и в древности назывался «что на Рве». Согласно этой версии, Богородице-Рождественский монастырь простоял в Кремле до 1484 года. Когда при великом князе Иоанне III началась грандиозная перестройка Кремля, обитель перенесли на нынешнее место близ Трубной площади.

Вторая и более достоверная версия гласит, что Богородице-Рождественский монастырь изначально был основан на своем нынешнем месте – на левом, крутом, берегу реки Неглинки. Этими землями владел Серпуховской князь Владимир Андреевич: здесь находился его загородный двор с деревянным дворцом, где жила его мать, княгиня Мария. Рядом с дворцом она и основала Богородице-Рождественский монастырь. Сохранилось еще одно старинное свидетельство того, что обитель изначально стояла на этом месте. По преданию, в ее соборе были похоронены невестки Димитрия Донского, приходившегося двоюродным братом Владимиру Храброму, – Мария и Елена. Значит, монастырь здесь точно существовал до 1484 года.

Основательница обители княгиня Мария сама приняла в ней иноческий постриг под именем Марфы. Здесь же приняла монашество и жена Серпуховского князя Владимира княгиня Елена Ольгердовна, которая тоже обустраивала монастырь. Первыми его насельницами стали вдовы воинов Куликовской битвы, а впоследствии здесь давали приют всем, кто потерял своих кормильцев – мужей, сыновей, отцов и братьев.

По легенде, в память той великой победы монастырские «кресты были поставлены над луной», то есть на крестах собора были изображены полумесяцы. Эта женская обитель стала второй в Москве из трех, наряду с Вознесенской в Кремле и Алексеевской, где
был введен строгий общежительный устав и независимость от игуменов мужских монастырей. Княгиня Мария скончалась в декабре 1389 года и была здесь упокоена. Богородице-Рождественский монастырь был основан на древней дороге от Кремля до Кучкова поля, позже отрезок дороги до монастыря стал называться улицей Рождественка. Она славилась своим колокольным звоном, ее называли «церковной улицей» и по количеству храмов, и по слободе звонарей и сторожей кремлевских соборов, которые построили себе приходскую церковь Николы в Звонарях.

В 1500 году сильнейший пожар уничтожил монастырь. Великий князь Иоанн III повелел восстановить его и выстроить новый каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Этот одноглавый четырехстолпный собор, сохранившийся до наших дней, считают архитектурной репликой построенного столетием ранее Спасского собора в московской Спасо-Андрониковой обители. В 1505 году Иоанн III присутствовал на освящении отстроенного собора. Позже собор перестраивался. В 1670-е гг. к нему была пристроена родовая усыпальница князей Лобановых-Ростовских, над которой в XIX веке разместилась монастырская ризница. В конце XVIII столетия к собору пристроили крытую паперть, в которой позже были устроены два придела – в честь Сошествия Святого Духа в 1814 году и во имя святителя Димитрия Ростовского в 1820-м.

В ноябре 1525 года в Рождественском соборе приняла монашеский постриг первая супруга великого князя Василия III – Соломония Сабурова. Прожив с ней более 20 лет, великий князь так и не имел наследника. Престол мог перейти к его братьям, удельным князьям, которые грозили устроить междоусобные войны за московский престол чего Василий III не желал допустить.

Царь Иоанн Грозный, родившийся от брака Василия III с Еленой Глинской, тоже запечатлел свое правление в истории обители. Через полгода после его венчания на царство, летом 1547 года, в Москве вспыхнул страшный пожар, который вновь уничтожил в огне Рождественский монастырь вместе со всей улицей. Он был восстановлен по обету царицы Анастасии Романовны, которая, отправляясь на богомолье к Преподобному Сергию Радонежскому, близ Богородице-Рождественского монастыря почувствовала, как младенец впервые шевельнулся в ее чреве. По преданию, в память этого радостного события она основала при отстроенном Рождественском соборе северный придел во имя Святителя Николая Чудотворца в 1550 (1556) году.

В XVII веке на Рождественке стала селиться московская знать, здесь же находилось и владение князя А.И. Лобанова-Ростовского, чей род происходил от самого Рюрика.

Богородице Рождественский ставропигиальный женский монастырь - фото 2

К тому времени монастырь имел каменный соборный храм, деревянную трапезную церковь во имя святого Иоанна Златоуста, известную с 1626 года, и деревянную ограду. В 1676–1687 гг. боярыня Фотиния Ивановна Лобанова-Ростовская на свои средства и на иждивение своего деверя по благословению Патриарха Иоакима выстроила каменный храм Иоанна Златоуста, а братья Лобановы-Ростовские подарили обители серебряную лампаду на помин души родителей. Тогда же была возведена каменная ограда монастыря со Святыми вратами, выходящими на Рождественку, и шатровая колокольня – тоже на средства Лобановых-Ростовских, которые удостоились родовой усыпальницы в монастыре. В 1792 году к Иоанно-Златоустовскому храму пристроили южный Никольский придел, а после 1862 года – придел в честь святого Филарета Милостивого в память почившего митрополита Московского святителя Филарета (Дроздова). В конце XVII века вдоль восточной стены соорудили два одноэтажных корпуса келий, к Святым вратам пристроили дом игуменьи.

XVIII век оказался сложным для монастыря. При секуляризации в 1764 году он потерял все свои земли, щедро пожалованные ему государями и богатыми вкладчиками, и стал получать казенное содержание. В 1782 году были возведены новые каменные монастырские стены, которые частично дожили до наших дней.

Во время Отечественной войны 1812 года игумения Есфирь зарыла в землю все сокровища монастырской ризницы. Ворвавшись в обитель и не найдя ее сокровищ, неприятель стал грабить храмы. В это время икону Богоматери несколько раз обносили вокруг монастыря для сохранения от пожара, и ее серебряного оклада французы не тронули, хотя брали все, что попадалось под руку. Найдя образ Святителя Николая Чудотворца в таком же серебряном окладе, враги попытались снять серебро, но не смогли. С тех пор на образе остались следы неприятельского оружия, но чудо было явлено: солдат, пытавшийся снять оклад, вдруг так занемог, что его унесли на руках, и икону больше не трогали. Остались свидетельства, что образ Святителя внушил неприятелю такой страх, что французы даже оставили обитель.

Известно, что в монастыре поселился наполеоновский генерал, трапезную Рождественского собора обратили в конюшню, и тогда священник возобновил службу в храме Иоанна Златоуста, так что богослужения здесь не прекращались. Монастырские постройки также уцелели, огонь не коснулся и стен обители, в которых укрывались от бушевавшего в городе пламени многие москвичи. Восстановление монастыря началось сразу после изгнания захватчиков.

В 1835 году во время грозы молния разбила старую шатровую колокольню. Тогда москвичка Серафима Штерич, потерявшая молодого сына, пожертвовала крупный вклад на сооружение новой колокольни с храмом во имя священномученика Евгения Херсонского – по именинам сына и на вечное его поминовение. Эту прекрасную колокольню, ставшую церковной доминантой всей Рождественки, выстроил известный архитектор Н.И. Козловский.

Богородице Рождественский ставропигиальный женский монастырь - фото 3

В начале ХХ века обустраивать Рождественский монастырь пригласили знаменитого зодчего Ф.О. Шехтеля. Он построил паперть собора в русском стиле и некоторые сооружения в западной части монастыря, стилизованные под XVII век. Главным же заказом стало возведение новой большой трапезной с храмом в честь Казанской иконы Божией Матери. Считается, что новая трапезная понадобилась монастырю, потому что прежний трапезный Златоустовский храм стал соборным. Однако проект Шехтеля оказался обители не по карману, и тогда обратились к архитектору Н.П. Виноградову, который предложил более скромный вариант. И в 1906 году в Рождественском монастыре появился великолепный пятиглавый Казанский храм в русско-византийском стиле. Здесь же расположился приют для малолетних девочек, где их обучали грамоте и рукоделию. В храмах обители совершал служение протоиерей Павел Преображенский, расстрелянный в 1937 году, впоследствии причисленный к лику священномучеников.

Вскоре после 1917 года Рождественский монастырь был упразднен, а в 1922-м закрыт. Колокола сбросили, наиболее чтимые иконы перенесли в соседнюю церковь Николы в Звонарях, которые затем оказались в Знаменском храме в Переяславской слободе близ станции метро «Рижская». Из обители выселили инокинь, хотя некоторые остались доживать свой век в бывших кельях, теперь уже как в коммуналках, поскольку идти им было некуда. В стенах бывшей обители разместилось отделение милиции, которое в 1923 году попросило передать под клуб одну из монастырских церквей, что и было исполнено. Позже здесь находился исправительный трудовой дом, откуда заключенных увозили на работы. Особенно сильно пострадал Казанский храм. Полностью было уничтожено кладбище с могилой основательницы обители инокини Марфы.

Медленная реставрация оставшихся монастырских построек началась только в 1960 году, когда, под влиянием общественности, постановлением Совмина РСФСР монастырские здания были взяты под государственную охрану. Коммуналки расселили; Рождественский собор, колокольня, Златоустовский храм и частично стены отреставрировали и вновь передали учреждениям. Монастырь по-прежнему эксплуатировался разными владельцами, пока в 1974 году не оказался в ведении Московского архитектурного института.

Тогда в монастыре все еще проживали две престарелые инокини – Варвара и Викторина. В 1978 году монахиню Варвару убил ее сосед по коммуналке, украв у нее несколько икон. После этого одинокую, почти ослепшую Викторину взяли к себе жить добрые люди. Через год на таможне попался спекулянт, пытавшийся вывезти за границу церковные ценности, среди которых оказалось множество предметов из ризницы Богородице-Рождественского монастыря. Выяснилось, что инокиня Варвара была казначеей и ближайшей подругой последней настоятельницы обители, которая перед смертью тайно передала ей наиболее чтимые иконы, спрятанные от реквизиции. Каким-то образом об этом узнали воры, промышлявшие кражами церковного антиквариата. Обе старицы совсем немного не дожили до возрождения родной обители.

Монастырь с оставшимися строениями был возвращен Церкви в 1993 году. Сохранились все три храма с колокольней, два прекрасно отреставрированы – Рождественский собор и Казанский храм. Завершается реставрация храма Иоанна Златоуста. Монастырь живет полноценной церковной жизнью, на престольный праздник в нем совершаются Патриаршие богослужения. Не забывают в обители великую русскую победу, одержанную на Куликовом поле, и всех ее героев. В благословение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал монастырю икону «Собор Оптинских старцев», которая выносится в храм на поклонение в дни их памяти. 23 февраля 2007 года в день своего 78-летия Святейший Патриарх Алексий совершил великопостную литургию в Рождественском соборе.

Адрес: Улица Рождественка, 20