Б. Высоко-Петровский мужской монастырь

Высоко Петровский мужской монастырь

Монастырь возник в числе первых пяти монастырей Москвы конца XIII – начала XIV вв., его основателем был святитель Петр, митрополит Московский. Свое название монастырь получил, с одной стороны, по имени села Высокое, расположенного рядом, а с другой – в память святителя Петра, своего основателя и сподвижника великого князя Иоанна Даниловича (Калиты), первым из митрополитов избравшим местом своего пребывания Москву, чем способствовал ее превращению в церковную, а затем и государственную столицу. Высоко-Петровский монастырь защищал Москву с севера, входя в северное полукольцо монастырей-крепостей (Никитский, Страстной, Рождественский, Сретенский и Иоанно-Предтеченский).

В 1514–1517 гг. обитель перестраивалась великим князем Василием III. По его повелению было возведено самое древнее из дошедших до нас монастырских строений – собор во имя первосвятителя Петра, митрополита Московского, построенный итальянским архитектором Алевизом Фрязиным (Новым).

Во второй половине XVII века обитель процветала, благоукрашалась и расширялась. Ее окончательное устроение произошло при царе Петре Великом. В 1684 году Боголюбский монастырь преподнес Петру I в дар список чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери. Тогда царь повелел построить на месте разобранных деревянных строений и церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы, по северной границе монастыря, новый каменный пятиглавый храм в честь подаренной ему иконы. Храм выстроен в стиле, получившем широкое распространение в конце XVII столетия, «нарышкинского, или московского барокко». Под сводами Боголюбского храма были захоронены 18 родственников Петра I из рода Нарышкиных, в том числе его дяди по линии матери Иван и Афанасий, убитые стрельцами во время бунта в 1682 году.

По сути в 1680–1690-х гг. монастырь был отстроен заново на средства государственной казны и бояр Нарышкиных, прежде всего, матери Петра I, Натальи Кирилловны.

Юный царь отстроил Святые врата с надвратным храмом в честь Покрова Пресвятой Богородицы и ажурной двухъярусной колокольней над ней. В то же время в монастыре между северным и южным двором был сооружен третий, трапезный храм во имя Преподобного Сергия Радонежского в память спасения будущего императора в Троице-Сергиевой Лавре во время Стрелецкого бунта. В южном дворе выстроено здание монастырских служб и братские кельи для монашествующей братии.

В конце XVII – начале XVIII вв. монастырь обнесен оградной стеной, южная часть которой была украшена зубцами наподобие кремлевской. Этот факт, а также изображение царской короны на верхней оконечности центрального креста Сергиевского
храма свидетельствовали об особой близости Высоко-Петровского монастыря к царской особе и его статусе «государевой молельни».
В следующем, XVIII столетии, продолжалось дальнейшее обустройство обители.

В царствование Елизаветы Петровны в ней было возведено два храма. В 1744–1750 гг. по проекту архитектора И.Ф. Мичурина построен храм в честь Толгской иконы Божией Матери на средства статс-дамы Н.А. Нарышкиной в память спасения Петра I в Троице-Сергиевой Лавре 8 августа 1689 года, в день чествования этой иконы. Чуть позже, в 1750–1755 гг., над южными вратами возведен надвратный храм во имя преподобного Пахомия Великого на пожертвования настоятеля монастыря архимандрита Пахомия.

Создателем храма считают зодчего Д.В. Ухтомского. В 1812 году храм был осквернен наполеоновской армией. Его восстановили только в 1914 году и переосвятили в честь святых апостолов Петра и Павла, какое название он носит и сегодня.

Трапезный храм был окружен открытой галереей на аркадах, которая соединяла его с корпусом келий. Такая же галерея окружала и Боголюбский собор. Аркады шли и с внутренней стороны, от западной и восточной стен монастыря. Таким образом, квадратный монастырский двор оказывался со всех сторон оформлен аркадами, которые ныне утрачены.

В 1860-х гг. благодаря деяниям митрополита Московского святителя Филарета (Дроздова) монастырь стал признанным центром духовного просвещения русского общества. В упраздненном храме Пахомия Великого разместилось организованное митрополитом Филаретом и возглавлявшееся им Общество любителей духовного просвещения; там же, в 1864–1903 гг., помещалась и библиотека Общества.

Высоко Петровский мужской монастырь - фото 2

После 1917 года Высоко-Петровский монастырь служил местом пребывания архиереев, лишенных кафедр по настоянию властей, а также тех из них, кто только что вернулся из ссылки и не получил еще нового назначения. Обитель упразднили в 1926 году; Боголюбский храм, последний из монастырских, действовал как приходской до 1929 года. Затем из этого храма-усыпальницы бояр Нарышкиных удалили надгробия и разместили здесь завод по ремонту моторов для сельскохозяйственной техники. В Сергиевском храме поместили спортивные залы, в другой части монастыря устроили коммунальные квартиры.

К 1950 году многие монастырские строения оказались в аварийном состоянии, и начались реставрационные работы, которые велись на протяжении почти 30 лет по проектам архитектора Б.П. Дедушенко. В результате ансамбль монастыря в основном воссоздан во внешнем облике времен Петра I. В 1959 году решением Моссовета все учреждения и жильцы были выселены с территории обители, а сам монастырь передан Министерству культуры.

Образ Божией Матери «Толгская», хранившийся в Толгской церкви, был написан в 1744 году иконописцем Г.И. Андреевым; ныне он находится в Историческом музее. Там же пребывает и портрет Святейшего Патриарха Никона в рост, который, как предполагают, был исполнен живописцем Оружейной палаты И. Безминым около 1683 года. Портрет был передан из царской казны в Высоко-Петровский монастырь в конце XVII века.

С 1991 года отдельные строения монастыря начали возвращаться Русской Православной Церкви. Высоко-Петровский монастырь вновь стал ее духовно-просветительским и образовательным центром – в настоятельском корпусе разместился Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Несмотря на распоряжение Президента РФ в 1994 году о передаче всего комплекса строений Высоко-Петровского монастыря Церкви, территория и часть культовых сооружений до сих пор остаются в ведении Министерства культуры РФ.

Ныне возобновлены и действуют Сергиевский, Толгский и Петровский храмы, а также храм Казанской иконы Божией Матери в южной части Святых врат и надвратный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь отличается своим необычным убранством. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по замыслу архимандрита Иоанна (Экономцева) она украшена керамическими иконами, исполненными художником Г.В. Куприяновым.

Братские кельи Высокопетровского монастыря – одно из крупнейших жилых зданий Москвы конца XVII века, дошедшее до наших дней. В настоящее время в них размещается Государственный литературный музей. Монастырские стены сохранились частично с западной стороны по улице Петровка (два прясла по сторонам Толгского храма), частично с юга по Крапивенскому переулку и с востока. Монастырь не возобновлен и ныне является Патриаршим подворьем.

Адрес: Улица Петровка, 28/2